Среди противников Путина есть два больших непримиримых лагеря: те, кто склонен к бойкоту и те, кто склонен к протестному голосованию. Если присмотреться, людей в этих лагерях объединяет вовсе не представление об эффективной тактике, а способ сохранения собственного достоинства. У всех есть понимание, что выборов нет, поэтому вопрос не в том, как победить (пока никак), а в том, как сохранить себя. Я из лагеря тех, кто выражает протест походом на избирательный участок. Для меня органически неприемлема позиция бойкота. Я не понимаю её, она не приносит мне чувство морального удовлетворения. Я чувствую себя лучше, если сотрясу воздух каким-то действием: проголосую или испорчу бюллетень. С 18 лет я не пропустила ни одних выборов. Не говоря о том, что с маниакальным упорством ещё и сама постоянно баллотируюсь. Это тоже способ сохранения достоинства. В любом "избирательном событии" я ищу для себя лазейку участия. Иначе я просто задохнусь. Но я могу понять и тех, кто, наоборот, лучше себя чувствует, когда не участвует в том, что считает нечестным, и таким образом сохраняет чистоту рук. Характер ключевых аргументов в пользу этой позиции выдаёт её именно нравственный оттенок: не садиться за стол с шулером, не давать собой манипулировать, не делать то, что бессмысленно... — это ведь не про расчёт, а про чувство собственного достоинства. И я спокойно отношусь к такой позиции. Но чего я совершенно не понимаю, так это попыток навязать мне свою мораль или, ещё хуже, оспорить мой моральный выбор какими-то псевдорациональными аргументами. Это было всегда как-то фоном ("ты легитимизируешь этот беспредел!"), но стало особенно агрессивно с последних президентских выборов. Вот и сейчас. От вздохов "ничего вы не понимаете" до прозрачных намёков, что призывающие голосовать против подыгрывают власти. Агитация вокруг определённого морального выбора имеет смысл — для поиска единомышленников. В этом смысле мне морально близка кампания НЕТ, и я чувствую там родных мне людей и рада, что они проводят агитацию. К стану бойкотчиков я отношусь с пониманием до тех пор, пока они не начинают проявлять агрессию и прибегать к методам психологического насилия. Мне кажется важным для всех разумных людей отделить рациональные тактики от иррациональных и принять важность последних. Ведь в конце концов, именно иррациональная потребность миллионов людей сохранить достоинство выльется в массовые протесты. И какое действие окажется воплощением этого выбора, мы ещё не знаем.